В Минске открылась выставка первого в мире супрематического архитектора, художника — авангардиста. Конечно из Витебска. Почему мы не знаем Лазаря Хидекеля, а знаем Марка Шагала и Казимира Малевича?
Хидекель был намного моложе, когда познакомился с Шагалом, — в свои 14 лет он стал самым юным учеником в его школе. Позже познакомился с Малевичем, даже переехал вслед за учителем в Питер, где продолжил обучение.
А еще ходят легенды, что когда-то пытался примирить двух гениев, может и безрезультатно, но отношения с каждым из них поддерживал достаточно долго.

На одном из стендов можно увидеть фотографию участников художественного объединения УНОВИС (Утвердители Нового Искусства), основанного век назад в Витебске. На ней и Казимир Малевич, — все же именно он оказал наибольшее влияние на стиль будущего архитектора.

Проекты жилища в космосе Хидекель начал рисовать в начале 20-х — аж за 40 лет до полета Гагарина.
Организаторы выставки, кстати, предусмотрел аттракцион для самых любознательных — с помощью виртуальных очков можно «прогуляться» по городу будущего Лазаря Хидекеля.

«Человек жил в провинциальном городе, в котором это невозможно было нигде подсмотреть. И в целом в мире на тот момент невозможно было подсмотреть подобную архитектуру, невозможно было подсмотреть такое искусство…», — рассказала основатель Центра белорусско-еврейского культурного наследия Майя Кацнельсон.

Династия архитекторов Хидекелей — потомственная. Сын Лазаря Марк Хидекель и вся его творческая семья -архитекторы, искусствоведы, урбанисты, лично отобрали работы для выставки. Тут и супрематические композиции, и проекты летающих городов, и города-сада, и космические поселения, даже архитектурный экологический манифест! Лазарь Хидекель смотрел на 100 лет вперед!

Все современные проекты выросли, в том числе, из супрематизма, предпочитающего простые формы и минимализм,- объясняет сын Лазаря Хидекеля Марк.

Выставка приурочена к 100-летию знаменитого во всем мире творческого объединения УНОВИС. Экспозицию назвали «Нас поймут через 100 лет» неспроста — работы мастера, созданные век назад, опередили свое время.
А визуальным символом выставки выбрали пересекающие линии — супрематистскую решетку Хидекеля, — ну вылитый хэштег для нашей IT — страны.

Марк Хидекель впечатлился подходом белорусских специалистов к формированию экспозиции. Когда работы его отца выставлялись в Париже в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду, ему пришлось довольно долго объяснять местным специалистам, как лучше представить работы. В Минске экспозицию курировали завотделом современного искусства Екатерина Изофатова и основатель Центра белорусско-еврейского культурного наследия Майя Канцельсон.

«Мир чрезвычайно фрагментирован. А супрематизм — это универсальная система, философия универсального мира, понимание, что мы единый мир и что мы связаны с природой. Говорят, что красота спасет мир, а мне кажется, что супрематизм спасет мир», — призналась на открытии выставки невестка Лазаря Хидекеля доктор искусствоведения Регина Хидекель.

Нам это надо?!Надо! Все идем на выставку, — она продлится до 15 апреля. Выставка проводится в рамках проекта #UNOVIS100 при поддержке компании А1 и министерства культуры и центра белорусско-еврейского культурного наследия и Музея истории Витебского народного художественного училища.

20200214-IMG_9679

20200214-IMG_9688

20200214-IMG_9709 копия

20200214-IMG_9695 копия

20200214-IMG_9708

20200214-IMG_9706 копия

20200214-IMG_9707 копия

20200214-IMG_9681

20200214-IMG_9719 копия

20200214-IMG_9724 копия

20200214-IMG_9726 копия

20200214-IMG_9715 копия

20200214-IMG_9736 копия

20200214-IMG_9711

20200214-IMG_9739

20200214-IMG_9723 копия

20200214-IMG_9734

20200214-IMG_9731

20200214-IMG_9740

20200214-IMG_9748

20200214-IMG_9712 копия

20200214-IMG_9731

20200214-IMG_9741

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *