Героиня фотопроекта «Новае пакаленне. Лад жыцця» — креатор Катерина Изофатова, искусствовед, кандидат наук, заведующая отделом современного белорусского искусства в Национальном художественном музее, обладатель гранта в науке, образовании и культуре, реализованного в выставке  Национального Художественного :»Современники XX. Столетие белорусского портрета», сейчас готовит экспозицию «Игры. Гульнi» ко  II Европейским играм.
Мы силой оторвали её от работы и поговорили об искусстве.

 

Иду вперед, даже если очень боюсь. Но думаю, это больше перфекционизм, чем страх и неуверенность. Всегда беспокоюсь за результат. Мне очень важно КАК это получится, я не могу не волноваться.

20190226-IMG_9571webb

 

Вспоминая Сальвадора Дали понимаю, что не надо бояться собственного совершенства (улыбается). Его просто не достичь! Но пробовать надо! Я — за совершенство во всем. После диплома искусствоведа пошла магистратуриться и аспирантуриться. Белорусский авангард конца XX века выбрала подсознательно, хоть мои эстетические предпочтения на тот момент были ближе к модернизму.

20190226-IMG_9647web

 

Экспрессия живет во мне. Первый мой доклад на студенческой конференции был на тему экспрессинистических тенденций в творчестве Хаима Сутина. И если бы спросили, какую картину я бы повесила у себя дома, не задумываясь выбрала бы что-то из его творчества.

20190226-IMG_9558webb

 

Задаю себе вопросы, почему так мало сделала в 20, 22, 25? Сейчас мне 35, но успеваю в разы больше. Думаю, то время мне нужно было для получения опыта, того бэкграунда, что имею сейчас. Пришло понимание, что ты интересен, тебя слушают и читают, тут немаловажен отклик арт-коллег. Не превратиться в зануду, наоборот, научиться сочетать различные методики публичных выступлений, — в итоге выйти на свою и научиться свободно мыслить в идеологически «правильном» пространстве — заслуга моих учителей и окружения.

Пафосные поверхностные знания меня раздражают.

20190226-IMG_9612web

 

Экскурсия — это же мини-спектакль. Попадались такие сложные группы, что заставляли буквально подключаться к космосу — пробовать все методики вступления: от клоунады и аттракциона до вещания с видом ученого с большим именем. Эпогеем была почти нервическая сессия на разрыв: «Да, я хочу вам понравиться!». И ничего не работало! Потом я узнала, что это была группа страховщиков, застраховавших в своей жизни все, даже эмоции…. Сейчас у меня сложился свой стиль ведения экскурсий: я и насыщаю рассказ терминологией — люблю грузануть, и очень люблю делать разрядки.

20190226-IMG_9556web

 

Мама очень хотела чтобы я стала музыкантом. Но любовь к визуальным искусствам победила. Но руки у меня живут своей жизнью, если не играют на фортепиано, то играют в воздухе, такая уж моторика. На съемках своих арт-историй я в зависимости от рассказа умудрилась делать своеобразные движения «распахнуть- запахнуть меха», это уже неконтролируемо. А, придя домой после какого-нибудь проекта, могу изолировать себя от родных, включить музыку и танцевать. Такая психотерапия мне помогает.

20190226-IMG_9863web

 

Если бы я не стала искусствоведом, работала бы в мире моды — мама до сих пор вспоминает изрезанный мною дефицитный японский шелк на бермуды. Меня удивляют когда человек из искусства выглядит как прораб, у нас и такое бывает, не хочу обидеть прорабов.

20190226-IMG_9536web

 

Искусствовед должен иметь must have насмотренности — не только читать, но и ездить-смотреть. Я забыла про пляжный отдых, выбор страны в отпуск напрямую зависит от выставочной деятельности музеев. В октябре выбрали Мадрид -в музее Тиссена-Борнемисы была ретроспектива Макса Бекмана. Выставка объединила самые крупные музейные собрания со всего мира. Только, когда сам видишь этот свет, цвет, архитектуру, расстановку экспонатов — полный дизайн-проект, не говоря уже о концепте, понимаешь какое это событие и сумасшедший труд кураторов. В 2012 году посчастливилось быть в Париже на ретроспективе Хаима Сутина. Других слов кроме» вау-вау-вау » я не могла произнести. Три часа в зале меня не отпускала ни одна картина… Шок. От искусства. От подачи. После таких поездок  ясно видишь свою задачу —  систематизировать и реализовать увиденное у нас, я постаралась с помощью своих коллег это сделать в  выставке Израиля Басова летом 2018 года.

20190226-IMG_9640web

 

И самое страшное, когда понимаешь, как нам далеко, ведь родилась новая экспозиционная культура, где сама выставка — произведение искусства. Моя мечта — модернизировать все, и касается это не только современного искусства! На выставке в Барселоне испанский абстракционист XX века Тапиас соседствует с романскими фресками XII века, и это смотрится как единое целое. Почему не использовать этот прием у нас?!

20190226-IMG_9637webb

 

Те, кто не знают меня близко, думают, что я холерик. Это выражается прежде всего в темпоритме речи, пластике движений. Я все делаю быстро: готовлю, набираю тексты, говорю.
А среди всех видов спорта предпочитаю бег. Но когда дело касается текстов, тогда, выражаясь музыкальными терминами, я … andante, а в жизни — бесконечное vivo и vivace.
Я достаточно вспыльчивая, — быстро завожусь, могу и огрызнуться, иногда резко заплакать и даже разораться. Но это непродуктивные состояния. А вот грусть люблю. Грустить хорошо. У грусти есть свои причины и беспричины. Главное, чтобы она не переходила в страдание, — это тяжело, когда дышать невозможно…Какая то я патологическая получаюсь?)

20190226-IMG_9725web

 

Какое такое кокетство? У меня такое количество работы, что кажется, я не цветок, а бесконечный садовник.

20190226-IMG_9593web

 

Как-то так подбирается по жизни, что в окружении моем не просто искусствоведы, музейщики, журналисты, а люди, ценящие и понимающие юмор. Подколы, приколы, громкий хохот- это у нас как спорт. Однажды на дне рождении мы арт-компанией хохотали в голос так, что на следующий день ощущение было такое, как будто я после долгого перерыва раз 100 покачала пресс.

20190226-IMG_9831web

А вы бы так смогли?)

Фото, идея, текст — Татьяна Менская
Стилист — Надежда Слижевская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *